Упражнение № 1.
Сам слушаю эту " бывшую группу" и ее отдельных хопперов, но корры)
Цель упражнения. Так, как в произношении звука «р» необходима подвижность языка, то с помощью этого упражнения мы будем укреплять мышцы кончика языка и мышцы, участвующие в работе подъема языка.Упражнение № 2.
Исходное положение. Ребенок должен находиться в удобном для себя положении: сидя или стоя.
Выполнение упражнения. Попросите ребенка широко улыбнуться, так чтобы был широко открыт рот и видны были зубы (верхние и нижние). Кончик языка должен «пройтись» по внутренней стороне верхних зубов. Следите, чтобы кончик языка касался всех зубов: как передних, так и боковых. Темп выполнения упражнения сначала медленный, с последующим ускорением. Язык должен двигаться из стороны в сторону. После верхних зубов «пройдитесь» по нижним.
Работать должен только кончик языка при неподвижной челюсти. Если у ребенка плохо получается неподвижность челюсти, придержите ее пальцами. Выполняйте упражнение до легкой усталости (около минуты).
Придумайте игровую форму для этого упражнения. Логопеды называют это упражнение «чистка зубов». Но я думаю, что вы придумаете что-нибудь поинтереснее.
Цель упражнения. Продолжение развития подвижности языка.Упражнение № 3.
Исходное положение. То же, что и в предыдущем упражнении.
Выполнение упражнения. Сейчас ребенку придется щелкать кончиком языка. Помните, как мы в детстве показывали, как лошадь цокает копытами. Вот это и нужно научить ребенка. Лучшей игровой формы, чем цоканье копыт, придумать сложно. Если ребенок научился цокать, то усложняйте упражнение, меняя темп его выполнения. Обязательно следите за языком ребенка: не допускайте, чтобы язык подворачивался внутрь. Язык должен издавать щелканье, а не чмоканье.
Цель упражнения. развитие речевого дыхания.Упражнение № 4.
Исходное положение. То же, что и в предыдущем упражнении. Но понадобится стол.
Выполнение упражнения. Ребенку нужно будет «гонять» комочек ватки по плоскости стола с помощью направленной струи воздуха. Чем дольше он сможет дуть на ватку, произнося при этом звук «ф», тем лучше. Именно звук «ф», а не «х».
Цель упражнения. Продолжение развития подвижности языка с помощью звука «д».Упражнение № 5.
Исходное положение. То же, что и в предыдущем упражнении.
Выполнение упражнения. Попросите ребенка произнести длинный звук «д». Сами при этом ручку от зубной щетки, помещенной под язык ребенка, выполняйте движения вправо и влево. Заставляя при этом язычок вибрировать и произносить звук «р». Звук «д» постепенно будет перерастать в звук «др», а потом и в «р». Не спешите в ожидании результата. Звук «р» может появиться через неделю-другую. В дальнейшем механическое устройство (ручку зубной щетки) нужно убрать, и тренировать полученный звук «р» в разных сочетаниях с другими звуками.
Упражнение выполнять несколько раз в день, но не продолжительно. Так как звук «др» похож на тот, каким дети изображают работающий двигатель автомобиля, то именно в эту игру и стоит с ним поиграть.
Цель упражнения. Тренировать подъем языка вверх.А еще я узнал, что компьютерная программа по коррекции речи БризМейкер тоже исправляет этот дефект. Нужно скачать интернет версию этой программы и установить ее на свой компьютер (как это сделать там указано). Как сказал мне автор программы, если передними зубами зажать (не сильно) винную пробку (именно из пробкового дерева) и одев наушники с микрофоном пытаться произносить звук «р», то появляется нужный эффект. То есть, происходит корректировка звука на подсознательном уровне.
Исходное положение. То же, что и в предыдущем упражнении. Лучше сидя.
Выполнение упражнения. Попросите ребенка приоткрыть рот, и приподнять «широкий» язык к верхней губе. А теперь начинаем делать языком поступательные движения вперед и назад. При этом отрывать язык от верхней губы нельзя. Язык, как бы поглаживает губу.
Упражнение сначала выполнять в медленном темпе, а потом ускорить темп и прибавить голос. В результате должен появиться звук, похожий на тот, что издает индюк. Но я сомневаюсь, что многие знают, какой звук издает сие птица. Потому подскажу: «бл-бл-бл-бл».
Следите, чтобы ребенок «болботал» широким, а не узким языком. И язык должен поглаживать верхнюю губу, а не преодолевать преграду и выбрасываться.
Сам слушаю эту " бывшую группу" и ее отдельных хопперов, но корры)